ВОСТОРЖЕННЫЙ ПОЛЕТ

Главному режиссеру Калужского драматического театра Александру Плетневу исполнилось 50 лет. Свой первый серьезный мужской юбилей наш герой встретил «во всеоружии» — премьерой спектакля «Попытка полета» болгарского классика XX века Йордана Радичкова и книгой того же названия «о времени и о себе», превосходно изданной и оформленной.

На юбилейный вечер в Калугу съехались гости из Москвы, Влади-мира, Твери, Саратова, Орла — тех городов, где Александр Плетнев в разное время ставил спектакли. И было, конечно, очень много калу-жан, верно и преданно любящих свой театр и гордящихся им по пра-ву. Ведь 17 лет, что провел в этих стенах сначала очередным, а потом и главным режиссер Александр Борисович Плетнев, стали не толь¬ко попыткой, но полноправным полетом к высотам театрального искусства — порой дерзкого, вызы-вающего, порой неожиданного, тем не менее всегда глубоко индивиду-ального. И не только для самого режиссера — для многих артистов, раскрывшихся за эти годы неожи-данно и очень интересно.

Мне довелось видеть спектакли Плетнева в разных городах после того, как на фестивале в Ярославле более полутора десятилетий назад нас свела судьба — это был первый его калужский спектакль, гоголев-ские «Игроки», пленившие меня блистательными актерскими рабо-тами, неожиданным решением пространства и ненавязчиво, но очень талантливо пронизанные мыслью режиссера о том, что все мы, в конечном счете, игроки — более или менее удачливые, более или менее способные к обману, предательству, изворотливости...

Как у каждого режиссера, есть и у Плетнева спектакли, которые я люблю больше, а какие-то меньше, есть удачи бесспорные и относительные. Но, пожалуй, главное в нем для меня — неустанное стремление взлететь, приподняться над обыденностью и условностями, воспарить, чтобы увидеть человеческие характеры и жизненные ситуации словно немного сверху, в том ракурсе, который далеко не каждому виден и очевиден.

В каждом городе, где Александру Плетневу довелось работать, непременно появляются влюбленные в него артисты, верящие, преданные его замыслам и воплощающие их поистине великолепно. А уж про родную Калугу и говорить нечего! Не только выращенные им ученики, но и мастера старшего поколения безгранично доверяют своему режиссеру. И когда в финале перво-го отделения юбилейного вечера они под музыку появлялись на сце¬не в костюмах своих персонажей, сыгранных за семнадцать лет, — это было яркое и сильное зрелище. И — волнующее, потому что вместе с ними словно возвращались на театральные подмостки образы «Трех сестер», «Лодки», «Если любишь — найди...», «Ревизора», «Женитьбы Фигаро», «Героя», «Похождений Шипова», «Дома Восходящего Солнца» и многих других спектаклей.

В кадрах кинохроники, запечатлевших Плетнева в детском возрасте, трогательно и забавно смонтированных с кадрами разных десятилетий, есть несколько, где режиссер дает интервью... на крыше. Словно собирается вот-вот взлететь. Я видела эти кадры не в первый раз, но впервые подумала о том, что попытка осталась позади — он давно уже летит, этот мальчишка, ставший мастером. И он не утратил того редкого чувства, без которого полет становится невозможным — восторженности по отношению к своему делу, к тем, кто так же безгранично предан этому общему делу по имени Театр...

Наталья СТАРОСЕЛЬСКАЯ

 

 

 

АЛЕКСАНДР ПЛЕТНЕВ